На главную страницу Написать письмо
Добавить в избранное: Дайвинг центр - ''Морской Кот''

 Свободная Россия

Линейный корабль "Свободная Россия"
Заложен 17.10.1911 г. на заводе "Наваль" в Николаеве. Спущен на воду 24.05.1914 г., вступил в строй 5.10.1915 г. Изначально носил название "Екатерина II", с 14.06.1915 г. переименован в "Императрицу Екатерину Великую", а с 16.04.1917 г. - в "Свободную Россию".
Водоизмещение: 23873-24960 т
Длина: 169,46 м
Ширина: 28,07 м
Осадка: 8,36 м
Мощность двигателей: 27000 л.с.
Скорость: 21 уз.
Экипаж: 1220 офицеров и матросов.
Вооружение: 12 305-мм орудий, 20 130-мм орудий,
8 75-мм зенитных орудий, 4 7,62-мм пулемета
Торпедных аппарата 4 457-мм.
30.04.1918 г. убыл из Севастополя в Новороссийск. 18.06.1918 г. для того чтобы линкор не достался наступающим германским войскам по приказу В. И. Ленина, корабль был торпедирован эсминцем "Керчь". По воспоминаниям командира "Керчи" В. А. Кукеля:
С расстояния в 5 кабельтовых эсминец дал залп из двух торпед: одна взорвалась под линкором, другая прошла мимо. Корабль остался на плаву, лишь столб черного дыма поднялся над боевой рубкой. Через полчаса была выпущена третья торпеда, и хотя она взорвалась в кормовой части линкора, тот не получил значительных повреждений, крен и дифферент отсутствовали. Четвертая торпеда взорвалась в районе кормовой башни, но корабль по-прежнему держался на поверхности.
В день спуска на воду
Следующая торпеда, выпущенная в середину корпуса линкора, внезапно повернула обратно. И только шестая торпеда завершила дело, вызвав взрыв погребов между второй и третьей башнями. "Эффект взрыва был потрясающий. Столб бело-черного дыма поднялся выше мачт и закрыл своим основанием почти весь корабль... Когда дым несколько рассеялся, представилась удручающая картина: броня и бортовая обшивка как правого, так и левого борта отвалились, и в этой части корабля появилась огромная просвечивающая насквозь брешь. Через 2 мин. 3 с. после взрыва линкор стал медленно крениться на правый борт, с дифферентом на нос. Спустя еще 3 мин. 42 с. корабль перевернулся вверх килем. Все это сопровождалось страшным лязгом и грохотом срывающихся со своих оснований огромных трехорудийных 12-дюймовых башен, которые скатывались по наклонной палубе "Свободной России", сметая все на своем пути". Через 37 минут после взрыва корпус линкора скрылся под водой. В 1930-х годах ЭПРОНом были подняты две башни главного калибра, лежавшие рядом с корпусом. Сам линкор лежал на грунте вверх днищем на глубине 42 метра, возвышение над грунтом 13 метров. Прежде чем приступить к подъему корпуса, необходимо было изъять из погребов корабля боезапас - несколько сотен тонн снарядов и полузарядов с порохом. Для подъема боезапаса привлекли курсантов Водолазной школы под руководством опытных водолазов И. Т. Чертана и В. И. Правдина.
Для проникновения в погреба возникла необходимость пробить лазы в днище линкора. Первый заряд сработал удачно, путь к одному из погребов был открыт. Чертан заложил еще один боезаряд над снарядным погребом. При взрыве заряда сдетонировали снаряды главного калибра. Вода взметнулась на высоту более 100 метров, волной притопило водолазный бот, с палуб катеров обеспечения смыло людей. Чертан, находившийся без шлема, в тяжелом водолазном снаряжении, волной был сброшен за борт. Курсантам едва удалось его спасти. При обследовании линкора комиссией ЭПРОНа, в связи с тем, что корпус сильно разрушился, было принято решение от подъема отказаться.
Линкор Свободная Россия

 



Рейтинг@Mail.ru Рейтинг - Черное море