|
Линейный корабль "Свободная Россия"
Заложен 17.10.1911 г. на заводе "Наваль" в Николаеве. Спущен на воду 24.05.1914 г., вступил в строй 5.10.1915 г. Изначально носил название "Екатерина II", с 14.06.1915 г. переименован в "Императрицу Екатерину Великую", а с 16.04.1917 г. - в "Свободную Россию".
Водоизмещение: 23873-24960 т
Длина: 169,46 м
Ширина: 28,07 м
Осадка: 8,36 м
Мощность двигателей: 27000 л.с.
Скорость: 21 уз.
Экипаж: 1220 офицеров и матросов.
Вооружение: 12 305-мм орудий, 20 130-мм орудий,
8 75-мм зенитных орудий, 4 7,62-мм пулемета
Торпедных аппарата 4 457-мм.
30.04.1918 г. убыл из Севастополя в Новороссийск. 18.06.1918 г. для того чтобы линкор не достался наступающим германским войскам по приказу В. И. Ленина, корабль был торпедирован эсминцем "Керчь". По воспоминаниям командира "Керчи" В. А. Кукеля:
С расстояния в 5 кабельтовых эсминец дал залп из двух торпед: одна взорвалась под линкором, другая прошла мимо. Корабль остался на плаву, лишь столб черного дыма поднялся над боевой рубкой. Через полчаса была выпущена третья торпеда, и хотя она взорвалась в кормовой части линкора, тот не получил значительных повреждений, крен и дифферент отсутствовали. Четвертая торпеда взорвалась в районе кормовой башни, но корабль по-прежнему держался на поверхности.
|
|
|
Следующая торпеда, выпущенная в середину корпуса линкора, внезапно повернула обратно. И только шестая торпеда завершила дело, вызвав взрыв погребов между второй и третьей башнями. "Эффект взрыва был потрясающий. Столб бело-черного дыма поднялся выше мачт и закрыл своим основанием почти весь корабль... Когда дым несколько рассеялся, представилась удручающая картина: броня и бортовая обшивка как правого, так и левого борта отвалились, и в этой части корабля появилась огромная просвечивающая насквозь брешь.
Через 2 мин. 3 с. после взрыва линкор стал медленно крениться на правый борт, с дифферентом на нос. Спустя еще 3 мин. 42 с. корабль перевернулся вверх килем. Все это сопровождалось страшным лязгом и грохотом срывающихся со своих оснований огромных трехорудийных 12-дюймовых башен, которые скатывались по наклонной палубе "Свободной России", сметая все на своем пути". Через 37 минут после взрыва корпус линкора скрылся под водой.
В 1930-х годах ЭПРОНом были подняты две башни главного калибра, лежавшие рядом с корпусом. Сам линкор лежал на грунте вверх днищем на глубине 42 метра, возвышение над грунтом 13 метров. Прежде чем приступить к подъему корпуса, необходимо было изъять из погребов корабля боезапас - несколько сотен тонн снарядов и полузарядов с порохом. Для подъема боезапаса привлекли курсантов Водолазной школы под руководством опытных водолазов И. Т. Чертана и В. И. Правдина.
|
|
|
|
|
|